Как вести себя в конфликте?

О том, что кто-то находится в конфликте со мной, мы порой узнаем совершенно неожиданно. Эта новость поражает нас "как гром среди ясного неба". Впрочем, иногда и осознание того, что я нахожусь в конфликте с кем-то, приходит к нам таким же образом, поскольку мы стремимся вытеснить из сознания это неприятное обстоятельство.

Сигналы конфликта постепенно становятся все более явными. Участники конфликта начинают видеть изменение поведения "другой стороны" чаще всего по самому себе. Самый распространенный сигнал: мы начинаем обсуждать затронутую персону с другими, а не с ней самой.

Люди из нашего окружения, однако, замечают это раньше нас. Самое позднее, когда кто-то из коллег обратит мое внимание на мое поведение, пора начинать действовать. игнорирование или ожидание, когда другая сторона что-то предпримет, только ухудшит ситуацию.

Как только Вы поняли: "У меня конфликт", договоритесь о встрече с другой стороной. Лучше всего лично.

При этом стоит как можно более нейтрально обозначить тему разговора. Например, "наша совместная работа и ее улучшение".

Запланируйте на встречу достаточно времени и обеспечьте возможность подготовиться к разговору.

Когда начнется разговор, начните его с "нейтрального" вступления. Не приступайте сразу к теме конфликта. Поблагодарите партнера за согласие на встречу. Это уже небольшой позитивный шаг навстречу. Затем переходите к запланированному разговору.

На следующем шаге следует обменяться точками зрения на ситуацию (как видит проблему каждая из сторон). При этом важно дослушать друг друга до конца, не перебивая. Вы можете увидеть, что другая сторона видит ситуацию иначе, чем Вы. Это не означает, правильно или неправильно. Важно понять различия в восприятии ситуации. В качестве "приглашающей стороны" стоит предоставить возможность высказаться первым Вашему партнеру и внимательно слушать его.

После того, как точки зрения прояснены, часто становится ясным, в чем состоят расхождения и несоответствия. Эти различия следует обсудить детально и вместе поискать решение. При этом важно обсуждать не только аспекты проблемы, но и поведение друг друга, обиды и отношения. Имеет смысл обсудить конкретные ситуации, которые вызвали эти чувства. Это поможет понять их причины и "избавиться от накопившегося". (Важно при этом не высказывать упреков, а стараться описывать ситуации по-возможности нейтрально.) Посте прояснения конкретных причин обычно легче перейти к выяснению того, каких изменений в действиях и/или поведении ожидает от партнера каждая из сторон, и какие потребности стоят за этими ожиданиями.    

По-возможности следует обсудить все взаимные упреки и обвинения, и лишь после этого переходить к поиску вариантов решении проблемы и договоренностей для улучшения взаимодействия и отношений друг с другом.

Важно предварительно для самого себя четко определить, чего вы ждете от другой стороны, чтобы Ваши обиды были удовлетворены, что может быть удовлетворяющей Вас сатисфакцией (признание ошибки или вины, извинения, действия, публичные признания...).

В завершение зафиксируйте ваши договоренности (по возможности письменно, чтобы избежать различия в интерпретациях) и договоритесь о контроле их исполнения до тех пор, пока обе стороны не будут полностью удовлетворены. 

 

Эти рекомендации составлены магистром Birgit Fischer-Sitzwohl (Coverdale-Австрия).