Анализ конфликта

Эти рекомендации помогут Вам прояснить все аспекты конфликта и подготовиться к беседе по его разрешению. 

Предмет конфликта:

  • Насколько глубоко каждая из сторон понимает ситуацию (проблему, тему) другой стороны?
  • Насколько стороны связаны друг с другом (зависят друг от друга)?
  • Насколько каждая из сторон зависит от ситуации (проблемы, содержания спора)? 
  • Находится ли предмет конфликта в области проблемы или в области отношений?

Динамика конфликта:

  • Как возник конфликт? Как он развивался? 
  • Что поддерживало (подогревало) конфликт? 
  • Какие критические моменты, по мнению сторон, характеризовали протекание конфликта?  

Стороны конфликта:

  • Кто представляет стороны конфликта (конкретные персоны, группы...)? 
  • Кто является ключевыми персонами в каждой из сторон конфликта? 
  • как относятся представители сторон к своей собственной "команде"? 
  • Насколько четко разграничены друг с другом стороны конфликта? 
  • какие роли представлены в каждой из сторон конфликта? 

Позиции и отношения:

  • Какие формальные и неформальные позиции представляют (защищают) стороны конфликта?
  • Какое давление оказывают стороны друг на друга, чтобы получить от оппонентов желаемое? 
  • Что предпринимают стороны, чтобы противостоять этому давлению? 
  • Взаимодействуют ли стороны с третьими лицами или группами? 

Отношение сторон к конфликту:

  • Как воспринимают стороны ситуацию в целом? 
  • Воспринимают ли стороны конфликт как нежелательную и разрушительную ситуацию, или позитивно как шанс для изменений? 
  • Как стороны видят желательное завершение конфликта и необходимые для этого действия? 
  • Как стороны относятся к продолжению конфликта? 

Организация как потенциал для конфликта:

  • Известны ли ключевые задачи организации? 
  • Существуют ли принципы, стратегии и планы, конкретизирующие организационные цели и ценности?
  • Как сотрудники относятся к организационной политике и стратегии организации? 
  • Прозрачна ли структура организации для сотрудников? 
  • Какое значение в организации имеют власть, статус, престиж, карьера? 
  • Чем характеризуется организационный климат? 
  • Как организация относится к потребности в развитии своих сотрудников? 
  • Какие обоюдные или односторонние зависимости существуют при распределении задач и ответственности? Как относятся к ним сотрудники? 
  • Как планируются и контролируются процессы? Какие зависимости при этом возникают?  
  • Как к этому относятся сотрудники? 
  • Где возникают трения по поводу материальных ресурсов, которые не должны возникать? 

Уже предпринятые попытки урегулирования конфликта:

  • Почему предпринятые попытки не привели к успеху? 
  • Какие выгоды получают стороны от существования конфликта? 
  • Что ожидают стороны от продолжения конфронтации? 
  • Что они боятся потерять, если пойдет навстречу оппоненту? 
  • На что они готовы согласиться? 
  • Готовы ли они пойти на эмоциональные неудобства для прояснения ситуации?  
  • Как стороны относятся к уже предпринятым попыткам урегулирования конфликта? 
  • Что уже предприняли сами стороны, чтобы конструктивно разрешить конфликт? 
  • Как попытки разрешения конфликта повлияли на его протекание? 
  • Видят ли стороны возможности для разрешения конфликта или потеряли всякую надежду?
  • Какую позицию - активную или пассивную - занимают стороны по отношению к конфликту? 

 

Источник: рекомендации составлены Coverdale-Австрия на основе книги Glasl "Konfliktmanagement"